Участниками фестиваля стали:
— БУ «Государственный национальный театр Республики Карелия», Республика Карелия, г. Петрозаводск. Спектакль «Сын-медведь».
— ГАУ «Чеченский государственный драматический театр им.Ханпаши Нурадилова». Спектакль «Шен ц1а – ц1ен ц1а!» («Свой дом-красный дом» или «Домой!»).
— ГБУ «Татарский государственный Академический театр им. Г. Камала». Республика Татарстан, г. Казань. Спектакль «Взлетел петух на плетень».
— ГАУК Республики Татарстан «Альметьевский татарский государственный драматический театр». Республика Татарстан, г. Альметьевск. Спектакль «Лекарь поневоле».
— БУ республики Калмыкия «Национальный драматический театр им. Б. Басангова». Республика Калмыкия, г. Элиста. Спектакль «Песнь о Джангаре и его богатырях».
— ГБУ РК «Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми». Республика Коми, г. Сыктывкар. Спектакль «Биармия».
— ГАУК Республики Марий Эл «Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана». Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола. Спектакль «Снегурочка!».
— ГАУК РХ «Хакасский национальный драматический театр им. А.М. Топанова». Республика Хакасия, г. Абакан. Спектакль «Старик и море».
— ГБУКиИ РБ «Башкирский Ордена Трудового Красного Знамени Академический театр драмы имени Мажита Гафури». Республика Башкортостан, г. Уфа. Спектакль «Зулейха открывает глаза».
— ГКУК «Балкарский государственный драматический театр им. К.Кулиева». Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик. Спектакль «Дом Бернарды Альбы».
— ГБУ «Лакский государственный музыкально-драматический театр имени Э.Капиева». Республика Дагестан, г. Махачкала. Спектакль «Камалил Башир».
— ГКУК «Кабардинский государственный драматический театр им. Али Шогенцукова». Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик. Спектакль «Орел и Орлица».
— ГБУК «Национальный театр Республики Адыгея». Республика Адыгея, г.Майкоп. Спектакль «Кавказский меловой круг».
— АУ РС(Я) «Саха академический театр им. П.А.Ойунского». Республика Саха (Якутия), г.Якутск. Спектакль «Желанный голубой берег мой».
Коллективы участников Фестиваля насчитывали порядка 600 человек. Всего за период проведения Фестиваля, зрителями спектаклей стали более 5000 человек.
Каждая из четырнадцати постановок стала тем гидом, который безошибочно точно обозначал их самобытный национальный колорит, тонко вычерчивал этнический рисунок, подводя зрителя к пониманию глубоких, бесценных в своей уникальности основ миропонимания народов, чья культура вдохновила режиссёров и актёров на творчество.
…На сцене музыкант. Он устраивается у края сцены, заботливой рукой проходится по инструментам, расположенным у его ног, и устремляет взор туда, где шумят волны, где плещется море, где крики чаек разрывают тишину… Музыкант обращает своё по-азиатски скуластое лицо к зрителям, его узкие глаза застывают и изо рта вырывается протяжный гортанный звук. Он нарастает, ширится, расцвечивается переливами, и зал начинает вибрировать, вбирая в себя его первобытную, непостижимую энергию… Горловое пение вводит нас в мир, где бескрайняя синяя бездна и земная твердь сошлись воедино, где человек и обитатели моря сходятся в честной схватке за жизнь. Спектакль Хакасского национального драматического театра им. А.М. Топанова «Старик и море» (автор — Э.Хемингуэй, режиссёр — М.Чеббур, музыкальное сопровождение — Вячеслав Албычаков) дарит зрителю удивительную полифонию: живое звучание народных музыкальных инструментов, исторгаемые человеком звуки речи и мелодии, шум прибоя и утробные крики китов. Музыка вплетена в пространство сцены как его неотъемлемая часть, как его дыхание. И зритель своё «браво!» одинаково страстно дарит и Старику, и Музыканту, рассказавшим ему, зрителю, эту потрясающую историю о силе человеческого духа…
Музыка в спектаклях Государственного театра Республики Карелия («Сын-медведь» по мотивам карельских сказок, автор текста — А.Харин, режиссёр — В.Поляков, музыкальное оформление – Наталья Шамрай) и Марийского театра драмы имени М. Шкетана («Снегурочка», автор — А.Островский, режиссёр — В.Пектеев) раскрывает всё богатство национального фольклора. Старинные музыкальные инструменты, этно-своеобразие мелодики, широта и размах народной пляски и исполненный достоинства плавный хоровод – всё музыкальное звучание постановок придает им неповторимость, которую так жаждет увидеть, услышать, прочувствовать зритель, готовый к открытиям и новым ощущениям.
…Ритм барабанов, всплески хриплых голосов, кружащиеся в древнем танце люди и тоненькая фигурка женщины, своим звонким голосом задающая нарастающий темп ритуального действа – так начинается рассказ о трагической судьбе красавицы Райды из страны Бьярмаланд, выданной замуж за пермского князя Яура. Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми представил на фестивале арт-рок мюзикл «Биармия» (автор — К.Жаков, инсценировка и адаптация текста — Д.Чеботарев, композитор и режиссёр — Д.Волков). Овеянный символикой ушедшей в историю Великой Пармы, наполненный рок-музыкой и неистовой экспрессией великолепной хореографии спектакль стал одним из заметных и запоминающихся событий фестивальной программы, передав языком современного мюзикла сказочный ореол эпических сказаний о Пермском крае, о тех, кто жил, любил, страдал на этой древней земле.
На музыкальной основе построен и спектакль Татарского государственного Академического театра им. Г. Камала «Взлетел петух на плетень» (автор — А.Гилязов, инсценировка — И.Мухаматгалиев, режиссёр — Ф. Бикчантаев). Сценическое действо тесно переплетено с песенными номерами, дополняющими и обогащающими драматическую составляющую. Композитор Эльмир Низамов сумел органично встроить в музыкальную партитуру спектакля наряду со своими авторскими произведениями и мелодии великого Баха, и хиты из знаменитого американского мюзикла Джона Кандера «Кабаре». И так незатейливая история о ссоре двух соседей, приключившаяся в обычном татарском селе, превратилась в тонкую, ироничную музыкальную комедию, завоёвывающую сердца зрителей с первой минуты.
Были в программе фестиваля и спектакли, отмеченные особым шармом академической музыки. Великолепный образ лиричного и шумного Парижа передал композитор Мурат Кабардоков в трагикомедии Чеченского государственного драматического театра им. Ханпаши Нурадилова «Свой дом-красный дом, или Дорога домой» (автор — М.Ахмадов, режиссёр — Х.Ахмадова).
Башкирский Ордена Трудового Красного Знамени Академический театр драмы имени Мажита Гафури в спектакле «Зулейха открывает глаза» (автор — Г.Яхина, инсценировка — Я.Пулинович, режиссёр — А.Абушахманов) обращается к музыке композитора Ильшата Яхина, чтобы достичь глубинного понимания той трагедии, которую пережили народы, подвергшиеся сталинским репрессиям, чтобы проникнуть в суть тиранической механики, перемалывающей судьбы, но и открывающей глаза её жертв…
На стыке модерна и фольклора прозвучала электронная музыка в спектакле Саха академического театра им. П.А.Ойунского «Желанный голубой берег мой» (автор – Ч.Айтматов, режиссёр — А.Борисов, композитор – Эдуард Артемьев).
Органичное музыкальное сочетание классического стиля с национальным темпераментом продемонстрировали постановки Национального театра Республики Адыгея «Кавказский меловой круг» (автор — Б.Брехт, режиссёр — К.Хачегогу, музыкальное оформление – Фатима Хатамова), Национального драматического театра им. Б. Басангова
Республики Калмыкия «Песнь о Джангаре и его богатырях» (по мотивам героического эпоса «Джангар», автор — М.Башкиров, режиссёр — Б.Манджиев, композитор – Аркадий Манджиев), Альметьевского татарского драматического театра «Лекарь поневоле» (автор — Ж.-Б.Мольер, режиссёр — Е.Кузина).
Спектакли с ярким народным музыкальным орнаментом представили на «Федерации» Балкарский драматический театр им. К.Кулиева (спектакль «Дом Бернарды Альбы», автор — Г.Лорка, режиссёр — М.Атмурзаев, композитор – М.Этчеев), Лакский музыкально-драматический театр имени Э.Капиева (спектакль «Камалил Башир», автор — Абасил Магомед, режиссёры — М.Оздоев, А.Магомедов, композитор – Ширвани Чалаев), Кабардинский драматический театр им. Али Шогенцукова (спектакль «Орел и Орлица», автор — А.Толстой, режиссёр — Р.Фиров).
Последним аккордом уходящего фестиваля стала церемония закрытия. Здесь стало известно о важном решении, принятом после встречи Главы ЧР Рамзана Кадырова с Председателем Союза театральных деятелей России Александром Калягиным. Об этом сообщил министр культуры ЧР Хож-Бауди Дааев: «Все эти дни мы говорили о необходимости продолжения Фестиваля, о возможности получения им статуса ежегодного. По поручению Главы республики Рамзана Кадырова, Чеченская Республика, город Грозный объявляют, что этот Фестиваль становится ежегодным».
Зал — стоя — бурными овациями приветствовал эту новость. Александр Калягин сказал в своём выступлении: «Грозный теперь войдёт в историю и в тройку театральных столиц, где проводятся всероссийские знаменитые фестивали. Это Москва, Санкт-Петербург и теперь – Грозный… Вся республика участвовала в создании этого фестиваля. Такого масштаба грандиозный сбор театральных деятелей – аксакалов и молодых – это, конечно, достойно Книги рекордов Гиннесса». Р.Кадыров подчеркнул: «В этот торжественный день хочу в первую очередь выразить благодарность Президенту России Владимиру Путину, который объявил 2019-ый год Годом театра… Фестиваль «Федерация» дал возможность поближе познакомиться с культурой народов нашей страны. Ведь нас – россиян – объединяет не только история, но и духовные ценности. Познавая их, мы понимаем, как много у нас общего».
Указом Главы ЧР Р.Кадырова за значительный вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую и общественную деятельность, активное и плодотворное сотрудничество Почетное звание «Заслуженный деятель искусств Чеченской Республики» присвоено Александру Калягину, Председателю СТД РФ. Р.Кадыров лично вручил ему награду, а также преподнёс памятный подарок. В ответном слове А.Калягин отметил: «Я меньше всего ожидал эту награду, но она для меня удивительно значима и почти фантастична. Спасибо!».
Он преподнёс Главе республики свой подарок: символ фестиваля «Федерация» — хрустальный Кубок в виде античной колонны, на вершине которой находится земной шар с надписью «Грозный – 2019».
Аксакалы кавказских национальных театров вышли на сцену, чтобы приветствовать участников фестиваля и высказать идею, близкую всем собравшимся: пусть жизнь течёт и всё меняется, но неизменными остаются братские взаимоотношения народов России.
Председатель Художественного совета Фестиваля, народный артист РФ Борис Морозов вручил директору Фестиваля, художественному руководителю-директору Чеченского государственного драматического театра им.Ханпаши Нурадилова Хаве Ахмадовой, режиссёру спектакля «Свой дом – красный дом, или Дорога домой», показанного в фестивальной программе, Диплом участника фестиваля и малую статуэтку – символ «Федерации».
Первый Всероссийский фестиваль «Федерация» — это грандиозный проект, призванный дать мощный стимул для развития национального театрального искусства. Он подарил его участникам много открытий, впечатлений, незабываемых эмоций.
Место проведения фестиваля особо подчеркивает значение и роль театрального искусства в процессах, связанных с возрождением, сохранением и развитием национальной культуры. Именно такой путь пришлось пройти Чеченскому театру, разрушенному в годы военных действий в республике и пережившему периоды полной приостановки своей деятельности, поиска путей самосохранения, формирования заново труппы и коллектива и, наконец, восстановления материально-технической базы театра, творческого состава и репертуара. В послевоенной республике театр стал одним из главных средств национальной самоидентификации, хранителем языковых и культурных ценностей народа. Эта роль была отражена в целях и задачах Всероссийского фестиваля «Федерация», собравшего в Чеченской Республике национальные театры из разных регионов России для укрепления духовных, культурных, межнациональных связей между народами РФ.
Кроме того, чрезвычайную важность приобрело вовлечение ведущих театроведческих сил страны в орбиту национальных театров, более динамичное и устойчивое вхождение региональных театральных коллективов в единое культурное пространство России с популяризацией их деятельности на федеральном уровне.
Немаловажными являются и такие общественно-политические аспекты повышения престижа национальных театров, как сохранение российской культурной самобытности, патриотическое, духовно-нравственное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, формирование здоровых межнациональных отношений и повышение уровня толерантности общественного сознания, искоренение ксенофобии и религиозно-этнической розни. Проведение фестиваля позволило объединить силы ведущих режиссеров, критиков, актеров для обмена опытом, культурного и духовного взаимообогащения, для дальнейшего развития театрального искусства.
В рамках фестиваля состоялись мастер-классы известных театральных деятелей России:
— Мастер-класс «Предлагаемые обстоятельства» Заура Зехова – Заслуженный артист РФ, Народный артист Республики Адыгея;
— Мастер-класс «Предлагаемые обстоятельства» Руслана Хакишева – Народный артист РФ, Заслуженный деятель искусств РФ и Чеченской Республики;
— Мастер-класс «Предлагаемые обстоятельства» Фарида Бикчантаева – Заслуженный деятель искусств РФ, главный режиссер Татарского драматического театра имени Г. Камала;
— Мастер-класс Нины Карповой -театральный критик, помощник художественного руководителя по литературной части Московского академического театра Сатиры, г.Москва : « Национальный театр как источник установления диалога культур»;
— Мастер-класс «Предлагаемые обстоятельства» Бориса Морозова — Народный артист РФ, Заслуженный деятель искусств РФ, главный режиссер Центрального академического театра Российской армии, г.Москва;
— Мастер-класс «Предлагаемые обстоятельства» Айрата Абушахманова – Главный режиссер Башкирского драматического театра имени М. Гафури, Заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, лауреат Премии «Золотая маска»;
— Мастер-класс Андрея Ястребова — доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории, философии, литературы Российского института театрального искусства(ГИТИС): «Проблемы репрезентации мифологического дискурса в современном национальном театре»;
— Мастер-класс «Предлагаемые обстоятельства» Светланы Чаптыковой – Заслуженная артистка РФ, Народная артистка Республики Хакасия, актриса и режиссер Хакасского национального драматического театра имени А. Топанова;
— Мастер-класс «Предлагаемые обстоятельства» Мустафы Ибрагимова – Заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Даргинского музыкально-драматического театра имени О. Батырая»;
— Мастер-класс «Предлагаемые обстоятельства» Руслана Фирова – Заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Кабардинского государственного драматического театра имени А.Шогенцукова.
В рамках фестиваля прошёл круглый стол на тему: «Национальный театр не вчера, а сегодня и завтра» с участием Председателя СТД РФ А.А.Калягина, где обсуждались актуальных для российского театра проблемы.